Полиязычное образование глазами студентов
27 февраля 2015 года в КГМУ состоялась республиканская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Полиязычие в контексте высшего образования». Данная конференция затронула одну из наиболее важных и вместе с тем сложных проблем современного высшего профессионального образования – формирование полиязычной личности будущего специалиста.
На пленарном заседании конференции с приветственной речью выступили: проректор по учебно-методической и воспитательной работе, д.м.н., профессор В.Б. Молотов-Лучанский, а также гость конференции – к.м.н., доцент кафедры Общей врачебной практики МКТУ им. Х.А. Яссауи Н.Н. Бекенов.
В рамках пленарного заседания были заслушаны следующие доклады:
- «Полиязычное обучение – эффективный фактор поликультурного образования» Т. Жумадильдина (КарГТУ, Караганда);
- «К вопросу о понятии «полиязычие» Б. Сериков (КГМУ, Караганда);
- «Влияние языка на национально-культурную идентичность» А. Токтамысова (КГМУ, Караганда);
- «Организация полиязычного образования во Франции»И. Адильбеков (АркГПИ им. Ы. Алтынсарина, Аркалык);
- «Полиязычие в образовательном процессе КГМУ» Н. Ясная (КГМУ, Караганда);
- «Полиязычие в подготовке врачей-интерновобщей практики» С. Ахраров(МКТУ им. Х.А. Яссауи, Шымкент).
Особенный интерес вызвал у участников конференции доклад И. Адильбекова, докторанта университета Страсбурга, в рамках которого автором были обозначены основные характеристики полиязычного образования в Европе, сделан важный акцент на положительном опыте полиязычия разных стран, который можно адаптировать к нашей языковой ситуации в контексте высшего образования, и даны рекомендации о получении послевузовского полиязычного образования в Европе при поддержке казахстанской государственной программы «Болашак».
Зал не смущался многоязычными выступлениями докладчиков. Каждый доклад был понят, о чем свидетельствовали многочисленные вопросы на казахском, русском, английском и немецком языках. Время от времени разгорались столь жаркие дискуссии, что, в конце концов, членами президиума было принято решение продолжить обсуждение некоторых вопросов, заданных докладчикам, в рамках секционных заседаний.
Работа конференции была разбита на 5 секций, тематическая направленность каждой из которых соответствовала тем или иным аспектам полиязычного образования: «Теория и практика полиязычного обучения в Республике Казахстан», «Полиязычие в контексте мирового опыта», «Современное состояние полиязычной подготовки студентов медицинских вузов», «Полилог языков и культур: история и современность», «Отражение национальной культуры в языке».
Научные работы студентов и молодых ученых оценивались по 5-ти бальной шкале согласно разработанным критериям.
В качестве модераторов работы секционных заседаний выступили опытные педагоги: Г.Т. Аубакирова, к.ф.н., профессор, зав. кафедрой иностранных и русского языков КЭУК; В.А. Бурмистрова, к.п.н., зав. кафедрой иностранных языков КГМУ; Г.С. Кемелова, к.м.н., доцент, начальник отдела медицинского образования КГМУ; Ш.С. Жакупова, к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков КГМУ; Э.В. Нестерик, к.ф.н., доцент кафедры иностранной филологии и переводческого дела КарГУ им. Е.А. Букетова. В работе им помогали сомодераторы – ППС кафедры иностранных языков КГМУ и представители научного сектора КССУ КГМУ.
Приятно отметить высокую активность студентов и молодых ученых, желающих участвовать в конференции: было подано 172 доклада, наибольшее количество из которых было представлено в 1, 2 и 3 секциях. Доклады участников конференции отличались разнообразной тематикой, актуальностью, информативностью и тем самым вызвали большой интерес у аудитории. Следует отметить, что доклады излагались живо и интересно, порой удивляя своим подходом к тем или иным проблемам. Студенты особенно активно участвовали в дискуссиях в рамках секционных заседаний, за что были награждены соответствующими сертификатами.
По результатам работы каждой секции были подведены итоги и принята резолюция, а также выбраны авторы лучших научно-исследовательских работ. Призовые места распределились следующим образом:
1 секция «Теория и практика полиязычного обучения в Республике Казахстан»:
диплом I степени – Д. Ахилбек, А. Абдикадыр (КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, Алматы);
диплом II степени – К. Юнусова (АркГПИ им. Ы. Алтынсарина, Аркалык);
диплом III степени – А. Уйсинбеков (КарГТУ, Караганда);
грамота за лучшую презентацию – С. Жумагазиев (КГМУ, Караганда);
грамота за волю к победе – Е. Аманбекова (КарГУ им. Е.А. Букетова, Караганда);
грамота за активное участие в обсуждении докладов – А. Каблан (КГМУ, Караганда).
2 секция «Полиязычие в контексте мирового опыта»:
диплом I степени – Д. Сыздыкова (КГМУ, Караганда);
диплом II степени – А. Каблан (КГМУ, Караганда);
диплом III степени – Т. Мусалиева (АркГПИ им. Ы. Алтынсарина, Аркалык);
грамота за лучшую презентацию – Д. Токашева (КГМУ, Караганда);
грамота за волю к победе – М. Исраилова, Д. Даулетбаев (КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, Алматы);
грамота за активное участие в обсуждении докладов – С. Абишева (КарГУ им. Е.А. Букетова, Караганда).
3 секция «Современное состояние полиязычной подготовки студентов медицинских вузов»:
диплом I степени – К. Сахметова (КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, Алматы);
диплом II степени – Т. Саматов (КГМУ, Караганда);
диплом III степени – С. Самитова, Н. Кенесов (КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, Алматы);
грамота за лучшую презентацию – А. Мельденова, Т. Досжанов (КГМУ, Караганда);
грамота за волю к победе – Г. Данешова (КГМУ, Караганда);
грамота за активное участие в обсуждении докладов – Ж. Баймагамбет (КГМУ, Караганда).
4 секция «Полилог языков и культур: история и современность»:
диплом I степени – Г. Омарова (ЦКА, Караганда);
диплом II степени – К. Конысбеков (КГМУ, Караганда);
диплом III степени – А. Турсун (КЭУК, Караганда);
грамота за лучшую презентацию – Д. Сарсенова (КарГТУ, Караганда);
грамота за волю к победе – Е. Жумабеков (КарГТУ, Караганда);
грамота за активное участие в обсуждении докладов – Г. Байдалиева (КГМУ, Караганда).
5 секция «Отражение национальной культуры в языке»:
диплом I степени – А. Арунова (КарГУ им. Е.А. Букетова, Караганда);
диплом II степени – З. Махамбетова (ЗКГМУ им. М. Оспанова, Актобе);
диплом III степени – А. Жаркимбекова (КарГТУ, Караганда);
грамота за лучшую презентацию – М. Мергазина, Е. Багитжанов, А. Юлдошев, Н. Сабыр (КГМУ, Караганда);
грамота за волю к победе – З. Сарыбаева (КарГУ им. Е.А. Букетова, Караганда);
грамота за активное участие в обсуждении докладов – М. Горная (КЭУК, Караганда).
На заключительном пленарном заседании участники конференции приняли резолюции, выработанные в рамках работы пяти секций. Проректором по учебно-методической и воспитательной работе В.Б. Молотовым-Лучанским были вручены дипломы отличия и сертификаты по определенным номинациям участникам конференции.
Надеемся, что доклады участников конференции и дискуссии, которые развернулись вокруг многих из них, позволят не только обозначить основные трудности, с которыми сталкиваются субъекты образовательного процесса в рамках реализации полиязычного образования, а также возможные способы их преодоления, но и позволят некоторым пересмотреть свое отношение к полиязычной подготовке, осознав свою значимость как субъекта полиязычной деятельности.