Время подводить итоги
Во время сессии интерны специальности
«Общая медицина» сдавали экзамен по элективной дисциплине
«Пациент-центрированный уход». В период чрезвычайного положения и изоляции как
обучение, так и экзамен были дистанционными. И для клинической дисциплины это могло
выглядеть формальностью - интерны не работали, не ходили на практику, сидели
дома, учились дистанционно. Однако кафедра медицинской психологии и
коммуникативных навыков НАО МУК не дала скучать - обучающиеся должны были
продемонстрировать в коротком видео с любым симулированным пациентом навыки
решения проблем здоровья и психосоциальных проблем своих пациентов из опыта
клинической практики. Пациент-центрированный подход - актуальное направление
совершенствования медицинской помощи населению, основан на акцентировании
внимания врача не только на проблеме его физического здоровья, но и на
психологических аспектах понимания, переживания болезни, понимания и участия самогО
пациента в планах диагностики и лечения, реабилитации, поддержания здорового
образа жизни, всех этапов
выздоровления. Так, во взаимоотношениях
«врач-пациент», порой таких непростых в нынешнем здравоохранении, должен
сформироваться альянс - этому Министерство здравоохранения страны, равно как и
другие мировые системы здравоохранения, отдают приоритеты. Кафедра преподаёт
эту дисциплину третий год, являясь фактическим пионером - руководство только
нашего ВУЗа включило эту дисциплину в вузовский компонент, нет аналогов такой
дисциплине и на всей территории СНГ. Совершенствуются методы преподавания,
формируется разнообразный банк клинических заданий, причём они в этом учебном
году не требуют присутствия обучающегося в клинике, а симулируются, что выгодно
в сложившихся обстоятельств карантина. Главное - что студент может проверить
свои клинические навыки лечения с акцентом донесения их до внимания пациента,
создавая вышеупомянутый альянс, мотивацию к выздоровлению пациента. Часто
обучающиеся говорят преподавателям, что «их сознание перевернулось» - они вдруг
поняли, что важно не только знать - как лечить, важно донести это правильно до
любого пациента и взять его в соратники.
Студентам зачастую трудно снимать видео с самими собой в качестве врача -
преподаватели кафедры придирчивы к неверным интонациям, неловким и непонятным
для пациента медицинским фразам, заставляют отшлифовывать навыки эффективной
коммуникации. Самые трудные пациенты для студента в обучении - сами
преподаватели, которые создают сложные клинические и жизненные ситуации, но
ведь берут они их из реальной жизни. И, помучившись на занятиях, шестикурсники говорят
следующее: «В процессе обучения высококвалифицированные специалисты кафедры,
давая нам теоретические знания, научили общаться с каждым больным на
клинической базе. Полное овладение коммуникативными навыками, на мой взгляд,
неоценимая ценность (Сейтенова Диана 6 курс “Общая медицина”). «Это самый
интересный для меня получился курс- ПЦУ…если честно признаться, не считал, что
это не одно из важных направлений. Но Вы меня переубедили… чтобы добиться от
пациента результата - это очень важный аспект» (Касенов Салман, 6 курс “Общая
медицина”).