Проблемный комплаенс
В настоящее
время во всем мире актуальной проблемой является низкий уровень приверженности пациентов к лечению.
Ни для кого не секрет, что большинство
пациентов не следуют рекомендациям врача по лечению, образу жизни, профилактике. В современной медицинской
практике все чаще стал использоваться термин
«Комплаенс».
ВОЗ определяет «комплаенс» как «степень соответствия поведения пациента в отношении применения лекарства, выполнение рекомендаций по питанию или изменению образа жизни по назначению врача». Проблема комплаенса стоит очень остро (по данным отечественных и зарубежных источников) и комплаентное поведение при различных заболеваниях составляет от 20 до 57%. Например, приверженность терапии при сахарном диабете максимально составляет 53,3%, в гендерном аспекте большей комплаентностью отличаются мужчины (57,1%). Более низкая комплаентность при сердечно-сосудистых заболеваниях. Некоторым исключением являются ВИЧ-инфицированные и больные артритом: в этих группах уровень комплаенса достигает 88 и 81% соответственно.
В настоящее время мировой стандарт требует от врачей достижения высокой комплаентности. В связи с этим в сфере здравоохранения РК с каждым годом внедряются новшества, а в медицинских вузах Казахстана введены новые дисциплины, такие как «Пациент-центрированный подход», целью которого является обучение будущих докторов достижению качественных доверительных отношении с пациентом.Мы, интерны 6-077 группы, обучающиеся по направлению «Общая врачебная практика»,
приступили к новому для нас предмету с необычной стороны, сами выступая в роли врачей, в роли пациентов, родственников больных. Оказалось, что это непросто.
Только освоив теоретические аспекты, усовершенствовав и закрепив знания, решая ситуационные задач, играя в ролевые игры «врач-пациент», предлагая свою позицию, мы почувствовали на себе эту ответственность. В дальнейшем представилась возможность работать с пациентами в «Военном лазарете г. Караганды. Вместе с ассистентами кафедры медицинской психологии и коммуникативных навыков провели обучающий семинар для пациентов «Остеохондроз - проблема человечества», что актуально для пациентов данного лечебного учреждения, поскольку молодые мужчины – офицеры, в силу своей профессии, часто страдают данной патологией (физическая нагрузка, нормативы).
Вначале мы, студенты, представили общую информацию об остеохондрозе, о современных методах его лечения, а затем вместе с пациентами провели комплекс упражнении на укрепление мышц спины. Пациенты с интересом участвовали в проведении данного занятия, задавали вопросы. Военные люди немногословные, однако, выразили благодарность за внимание, оказанное им. Приятно знать, что есть люди, которые за них волнуются!
Мы очень рады возможности обучаться у опытных наставников вуза, приобретать бесценный опыт общения с больным! Считаем, что доктор должен уметь лечить не только соматические заболевания, но и непременно должен понимать душевное состояние, психологические особенности пациента. Возможно тогда пациенты на 100% будут выполнять рекомендации врача!
Автор: Интерны 6-077 группы ОВП:Абдрахманова С.Ж.
Құрманғазы Г.Қ.
Мактаева Ж.Т.
Сейтенова Д.Ж.